Архиепископ Феогност совершил великое освящение Спасского собора Заиконоспасского монастыря
https://zspm.ru/?start=228#sigFreeId8accb91a01
26 августа 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение нижнего храма в честь Нерукотворенного Образа Спасского собора Заиконоспасского монастыря. Затем была совершена Божественная литургия.
Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), архимандрит Стефан (Тараканов) заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельники монастыря в священном сане и клирики обители.
За Литургией молились: настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина); настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря монахиня Неонилла (Фролова); прихожане и гости обители.
Богослужебные песнопения исполнил хор Заиконоспасского монастыря (регент – Владимир Сергиевский).
В заключении Архиепископ Феогност обратился к собравшимся с кратким словом.
Иеромонах Даниил (Константинов)
иеромонах Даниил (Константинов Сергей Анатольевич)
Родился 20.06.1971 в Москве. В 1988-1993 гг. обучался в Московском Лесотехническом институте, по специальности инженер лесного хозяйства. В 1993 году работал по специальности.
В 1993-1994 гг. был сотрудником Московского подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. В 1994-1996 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил России.
С 1996 по 1997 алтарник храма Спаса Нерукотворного Образа бывшего Заиконоспасского монастыря.
В 1997-2001 гг. обучался в МДС.
4 ноября 2001 г. в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве архиепископом Истринским Арсением рукоположен во диакона. Назначен клириком патриаршего подворья Храм Спаса Нерукотворного образа г. Москвы бывшего Заиконоспасского монастыря.
15 февраля 2003 г. в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя пресвитера Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во пресвитера.
В 2004 г. награжден набедренником, в 2012 г. наперсным крестом.
15 марта 2006 г. пострижен в монашество. Наречен в честь блгв. князя Даниила Московского.
В 2010 г. назначен благочинным Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря.
8 июля 2016 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен исполняющим обязанности наместника монастыря.
Сороковой день по отшествии ко Господу архимандрита Петра (Афанасьева)
В Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре в Акатово почтили память архимандрита Петра (Афанасьева).
https://zspm.ru/?start=228#sigFreeId0489940d9d
20 мая 2016 года в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в Акатово (Клинский р-он, Московская обл.) совершилось сорокадневное поминовение новопреставленного архимандрита Петра (Афанасьева), бывшего наместником и духовником Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, духовником ставропигиальных женских монастырей: Свято-Троицкого Александро-Невского в Акатово и Никольского в Шостье (Касимовский р-он, Рязанская обл.).
По благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, возглавил Божественную литургию наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) [В 2000 году на праздник Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, архимандрит Алексий (Поликарпов) совершил монашеский постриг иерея Александра Афанасьева с наречением имени Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского]. Его Высокопреподобию сослужили клирики Заиконоспасского монастыря и братия обители в священном сане, духовенство Александро-Невской и Никольской обителей, а также знавшие отца Петра священнослужители. На богослужении молились настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского женского монастыря игумения Антония (Минина), настоятельница Колоцкого Успенского монастыря игумения Амвросия (Гавринева), настоятельница Свято-Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального монастыря монахиня Неонилла (Фролова). Присутствовали братия Заиконоспасского монастыря и сестры Александро-Невской и Никольской обителей. Также за службой молились благодетели духовно окормляемых архимандритом Петром обителей и множество духовных чад нашего незабвенного Батюшки.
За богослужением пел сводный хор сестер Акатовской и Шостьенской обителей под управлением монахини Софии (Гавриловой).
По окончании Литургии архимандрит Алексий обратился к собравшимся со словом утешения. Он, в частности, сказал о том, что отец Петр всю свою жизнь с младенчества посвятил служению Богу. «И теперь мы молимся о том, чтобы Господь сподобил его пребывания в Своих небесных обителях», ̶ продолжил наместник Свято-Данилова монастыря, ̶ «поскольку именно на сороковой день определяется участь души до времени Страшного Суда». Отец Алексий отметил, что теперь мы приобрели еще одного молитвенника за нас на небесах, с тем, чтобы просить его святых молитв, но и самим молиться за Батюшку.
После проповеди архимандрит Алексий в сослужении всего духовенства совершил панихиду над гробницей архимандрита Петра, расположенной на месте погребения в южном приделе монастырского храма, посвященном великомученику Пантелеимону.
По окончании богослужения всем собравшимся почтить память архимандрита Петра была предложена поминальная трапеза. По приблизительным подсчетам всего участников поминовения отца Петра в Акатовской обители было около 500 человек.
Преставился ко Господу архимандрит Петр (Афанасьев)
11 апреля 2016 года в 7 часов утра, после принятия Святых Христовых Таин, на 78-м году жизни в Москве преставился ко Господу наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Петр (Афанасьев).
https://zspm.ru/?start=228#sigFreeId29403abfed
13 апреля 2016 года по окончании Литургии Преждеосвященных Даров прошло отпевание наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Петра (Афанасьева) в нижнем храме Спасского собора.
Чин отпевания совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашествующим архимандрит Стефан (Тараканов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин, декан педагогического факультета ПСТГУ игумен Киприан (Ященко), клирики Заиконоспасского монастыря, братия обители в священном сане и другие священнослужители, знавшие архимандрита Петра
За отпеванием молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашествующим, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумения Елисавета (Позднякова); настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове игумения Антония (Минина) с сестрами; старшая монахиня Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря монахиня Неонилла (Фролова) с сестрами; насельники Заиконоспасской обители; многочисленные духовные чада отца Петра – как монашествующие, так и миряне.
Перед началом отпевания владыка Феогност обратился к собравшимся с надгробным словом в память о почившем в Бозе архимандрите Петре.
Похоронен архимандрит Петр в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в с. Акатове Клинского района Московской области в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского, в его правом приделе в честь Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Для утешения предлагаем всем, кто знал отца Петра, его «Послание внукам»:
Подробнее: Преставился ко Господу архимандрит Петр (Афанасьев)
Торжества по случаю престольного праздника обители в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
https://zspm.ru/?start=228#sigFreeId799a7e6b3f
14 мая 2016 года в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре прошли торжества по случаю престольного праздника обители в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
Накануне, 13 мая, в обители были отслужены молебен с водосвятием и акафистом иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» и всенощное бдение с литией.
В день праздника в Заиконоспасской обители была совершена Божественная литургия в верхней церкви собора Спаса Нерукотворного Образа.
Божественную литургию возглавил благочинный Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов) в сослужении клириков и братии обители в священном сане.
По окончании Литургии был совершен Крестный ход с участием прихожан обители по Никольской улице до места, где располагался храм Никольского монастыря.
По совершении Крестного хода отец Даниил обратился к собравшимся с пастырским словом.
***
В 1660 г. был построен новый каменный Спасский собор на средства боярина князя Федора Федоровича Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя, верхний – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст которой теперь можно прочитать на подлинной каменной плите, расположенной на гульбище верхнего храма.
«Лета 7168 [1660] апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 [1660] года, ноября в 20 день».
В 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II верхняя церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» собора Спаса Нерукотворного Образа была посвящена также иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Для служения Божественной литургии был дан Святой Антиминс и установлено празднование престольного праздника 1/14 мая и 9/22 декабря.
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Пение сердца
«Любите веру Православную! Любите Родину! Любите язык наш русский! Храни вас всех Господь». Так заканчивал почти каждую проповедь архимандрит Пётр, а для большинства из нас просто «Батюшка».
«Батюшка»! Какое ёмкое, теплое, родное для каждого прихожанина нашего храма слово, сколько мольбы, надежды на защиту, помощь, утешение слышится в этом обращении к горячо любимому духовному отцу. Он был строгим и ласковым, внимательным и деликатным, всегда неизменно любящим, справедливым и отзывчивым на любую беду и боль. И днем, и ночью Батюшка был готов прийти на помощь, и его молитвенный покров оберегал на протяжении долгих лет всех его многочисленных чад по всей России и за ее пределами. Каждое слово поддержки и одобрения, сказанное о. Петром, было для его паствы дорогой и самой ценной наградой.
Архимандрит Пётр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, родился в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны Афанасьевых в селе Реп-Плата Курской области 20 ноября 1938 г. Родители были певчими хора в местном соборном храме Архангела Михаила. В день рождения он был крещён приходским священником в честь св. мч. Александра Солунского.
Осенью 1945 г. семья переехала в Москву. Мать водила четверых детей в храм на богослужения. С детства Батюшка пел на клиросе, проникаясь русской духовной музыкой. Пережив все тяготы военного времени, он возмужал и духовно окреп. Твердый, принципиальный, верный, он раз и на всю жизнь связал себя в 1960 г. семейными узами с единственной избранницей – Евгенией Дмитриевной Афанасьевой (в девичестве Андреевой), – ставшей ему любящей женой, матерью дочери Ольги, верной спутницей и помощницей, позднее, как и Батюшка, принявшей монашество с наречением имени Анастасии. Венчал Александра и Евгению схиархимандрит Амвросий (Иванов), оказавший глубочайшее воздействие на духовное становление о. Петра. Батюшка всегда с особой теплотой вспоминал о своем первом духовнике, а в комнатке, где на протяжении многих лет о. Петр принимал чад, висел портрет этого почитаемого балабановского старца, восприемника Оптинского монашества.
По окончании специального музыкального училища по классу домры, преуспев в игре на контрабасе, Батюшка был призван в 1963 г. в армию. Будучи к этому времени уже человеком семейным, о. Петр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством о переводе в часть, расположенную поближе к его нуждающимся в попечении родным – жене и дочери, а также с прошением позволить ему совмещать службу в армии с учебой в Московской государственной консерватории. В 1965 г. о. Петр завершил прохождение срочной военной службы и одновременно с успехом закончил обучение в консерватории по классу контрабаса. Спустя десять лет, в 1975 г., он там же прошел курс обучения по классу дирижирования. Так Батюшка окончательно связал свою профессиональную деятельность с музыкой, при этом сохраняя интерес к разным областям знания, в том числе истории и литературе, и не забывая о собственном духовном развитии. О. Петр говорил, что ещё студентом, прогуливаясь мимо закрытого тогда Заиконоспасского монастыря, размышлял о том, как хорошо было бы возродить и вновь открыть эту древнюю обитель. И Господь внял его желанию.
В 1965—1975 гг. Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования музыкального училища им. Гнесиных. В советское время он дирижировал многими знаменитыми оркестрами; около двадцати лет, в 1972—1992 гг., являлся художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России. В том, что самобытная русская музыка зазвучала во всем мире, привлекла к себе должное внимание и была, наконец, оценена по достоинству, — несомненная заслуга дирижёра Афанасьева. Поэтому, конечно, не случайно, что именно Батюшка, подружившийся с одарённым регентом, архимандритом Матфеем (Мормылем), активно участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора Троице-Сергиевой лавры между 1968 и 1978 годами.
Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых выделяются созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г., т.е. уже после вступления на путь священнослужения, мужской камерный хор «Благозвонница».
Имея в роду несколько поколений церковнослужителей, талантливый дирижер и регент совершил закономерный для его духовного развития, но казавшийся удивительным для окружающих, шаг — стал священником. К слову, его мать, еще в детстве вложившая в сына искру веры и благочестия, завершила земную юдоль монахиней Евпраксией.
На путь служения Батюшка вступил в 1989 г. в возрасте 51 года — зрелым, состоявшимся человеком. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил хиротонию Александра в сан диакона, а в 1991 г. — в пресвитера.
В период с 1989 по 1992 гг. он служил сперва диаконом, а затем священником в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, а с февраля 1995 г. — при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы.
В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря г. Москвы, а в 1999 г. — настоятелем Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. В 2000 г. пострижен в монашество с именем Пётр, в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 2005 г. назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. он назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. В 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил о. Петру игуменский жезл и удостоил права ношения креста с украшениями, а в 2013 г. возвёл в сан архимандрита.
Со временем все эти подворья преобразованы в ставропигиальные монастыри. Вместе с тем, духовных чад у Батюшки становилось всё больше. Одни принимали монашество, другие жили семейной жизнью – и бремя забот о вверенных ему чадах постоянно возрастало. А к каждому послушанию, относился он с присущим ему усердием и тщанием, скрывая свои болезни и усталость, оставаясь всегда живым примером бодрости духа.
Часто, когда его хвалили, он говорил: «А что я сделал? Я ничего не сделал. Это всё Господь Бог сотворил. Вот посмотрите — на пустом месте Он создал три ставропигиальных монастыря, подворья, храмы. А мы только и дивимся чудесам Божиим».
Эти чудеса происходили у нас на глазах – и мы могли только догадываться, каких трудов и сил это требовало от Батюшки. А он всегда был готов ободрить, поддержать, дать добрый совет всем, кто бы ни обратился к нему, принимая страждущих с утра до глубокой ночи. О. Петр удостоился милости Божией иметь духовное общение с великими подвижниками XX — начала XXI в., среди которых особое место принадлежит схиархимандриту Амвросию (Иванову), ставшему, как позднее и два других старца — архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин) — образцом беззаветного пастырского служения. Под руководством о. Наума Батюшка постигал монашескую науку, еще с первых послушаний маляра и регента в Александровской слободе г. Александрова приучаясь с радостью и безотказностью принимать волю своего духовника.
Скольким людям он помог добрым словом, взглядом ласковым или же строгим, знает только Господь. Иной раз отец Пётр говорил всего несколько слов, а человек уходил просветлённым, изменившимся. Каждый из нас помнит случаи, когда Батюшка отвечал даже на незаданные, но мучившие человека вопросы; подсказывал образ действий в ещё не возникшей ситуации, советом или намёком, как бы мимоходом, помогал разрешить возникшие сложности жизни.
Мы, его духовные чада, осиротели, но будем помнить слова Спасителя: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть» («Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы») (Лк. 20:38).
Будем же молить Господа Иисуса Христа даровать Царство Небесное нашему духовному отцу архимандриту Петру. И будем до конца нашей жизни помнить и исполнять его заветы, чтобы и нам сподобиться встречи с праведными отцами нашими и войти в вечную радость на Небесах.
Помним его, высокого, светлого, с ясным взором внимательных, ободряющих, любящих глаз. Да, воистину, мы счастливы: мы знали Батюшку, любили его. И любим, ведь все мы благословлены его отеческой дланью.
Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!
Аминь.
11 апреля (29 марта) 2016 года от Рождества Христова
Москва
История Заиконоспасского монастыря
“Спас на Священной улице” - так называли Никольскую улицу в старину. Еще до монгольского ига она лежала на пути из Москвы во Владимир, Ростов и Суздаль, а потом стала частью святой дороги в Троицкую обитель. Никольскую называли «Священной улицей» еще и из-за обилия церквей, монастырей и часовен на ней, хотя она и располагалась в очаге городской торговли. Торговые ряды занимали большую часть Китай-города, а в районе Никольской существовал особый Иконный ряд, где иконы, по благочестивому обычаю, «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую цену», пусть и нередко слишком высокую. Когда же в 1534 году была построена стена Китай-города, отрезок улицы внутри стены стал именоваться Никольской: в летописи это имя впервые упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный. Улица получила своё название от древнего Никольского монастыря, основанного в XIV веке и ставшим родиной Спасской обители, которая в старину именовалась «что на Никольском крестце». На Никольском крестце была также часовня святителя Николая Чудотворца, в ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая. Раньше такие вопросы решались на судебных поединках с помощью дубин: кто одолеет, тот и прав, но этот обычай по настоянию Церкви был запрещен в 1556 году.
В середине ХVI столетия Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам, а в 1660-х годах царским указом давним насельникам навечно – в благодарность за привезенную ими копию иконы Иверской Божией Матери, для которой впоследствии была выстроена специальная часовня у Воскресенских ворот Китай-города. Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый». В нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная. В 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него часть территории отписали Земскому приказу. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря. Собор был освящен в ноябре 1661 года, а спустя 20 лет, когда уже началась «учительная» история монастыря, власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ,
дабы «торговым людям святых икон на промене не держать».
Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе.
Славяно-греко-латинская академия
Восточные патриархи еще с XVI века начинают обращаться в Москву с просьбами об открытии высшей школы греческого типа. Попытки организовать школы у Михаила Федоровича были не слишком удачны. Гораздо более настойчивым оказался Алексей Михайлович, который искал для московской школы «некоторого учителя смышленного еллинскому языку и рассудителя евангельскому слову».
Религиозные волнения середины века побудили царя выписать из Киевского братского монастыря ученых старцев Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и Епифания Славинецкого. Именно они и создают в Москве гнездо просвещения. В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования, остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось при первом игумене Макарии (1630-е годы) было образовано учебное заведение — Общенародная школа. Адам Олеарий, посетивший Москву в 1633—1635 годах, отмечал, что в ней впервые в России изучали латинский и греческие языки под руководством Арсения Грека. Начинание оказалось настолько популярным, что уже к середине XVII века здесь строится особое здание «школы для грамматического учения», а к названию монастыря добавляется новый эпитет – «учительный». Уважением у москвичей он пользовался совершенно исключительным. Появляется расхожее понятие Заиконоспасской академии, хотя настоящее название сложившегося образовательного учебного заведения было иным.
Новая страница в истории монастыря началась уже в 1664 году – с приездом в Москву знаменитого Симеона Полоцкого, выпускника Киево-Могилянской коллегии, основанной в начале века видным украинским деятелем Петром Могилой, учителя школы в Полоцке, отчего и пошло его прозвище.