Василий Богоявленский
Священномученик Василий (Богоявленский),
архиепископ Черниговский и Нежинский
День памяти – 24 января /14 августа

Священномученик Василий (в миру Василий Дмитриевич Богоявленский) родился 1 февраля 1867 года в селе Сеславино (позднее — Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии (в настоящее время село Старосеславино в Первомайском районе Тамбовской области) в семье священника. Крестили отца Василия в старой Архангельской церкви, где служили его прадед, дед и отец из известного священнического рода Богоявленских. Все детство Василия проходило в период строительства нового Храма во имя Михаила Архангела.

VA_020

Дед — Иван Степанович Богоявленский (1802-1863) окончил Тамбовскую духовную семинарию, был священником в селе Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии. Нёс послушание благочинного, избирался депутатом на епархиальный съезд духовенства, был назначен духовником округа. О.Иоанн составил церковную библиотеку до 500 томов духовно — нравственного содержания[1].

Отец — Дмитрий Иванович Богоявленский (1840-1885) окончил Тамбовскую духовную семинарию. Проходил пастырское служение, неся различные церковные послушания.

У Василия было девять братьёв и сестёр. Большое влияние на формирование церковного благочестия Василия в детские годы оказало чтение духовных книг из библиотеки деда. Оно помогло развить в ребёнке лучшие нравственные качества, заложенные Богом от рождения, —  доброту, отзывчивость, внимательное отношение к нуждам ближних, включая своих домашних, вдумчивое отношение к их духовным проблемам, что столь свойственно для людей с развитым даром «умного сердца». Об этом свидетельствуют те случаи из детства Василия, когда он без раздумья готов был отдать дорогие для себя подарки младшим братьям, чтобы они не чувствовали себя обделёнными.  Однажды крестная Мила привезла на Святую Пасху подарки: Васе — игрушку паровоз, а Жене — малышу,  большое деревянное яйцо. Жене подарок не понравился и он заплакал. Василий, не долго, думая, «… бросился к брату меняться подарками! Женя схватил паровозик ,…, утёр слёзы, а Вася долго ещё носился по дому … громыхая крашенками …»[2].

Следуя по стопам отца и деда без сомнений о выборе жизненного пути, о. Василий на примере своей жизни всегда подчёркивал, что человек, преданный Богу и Церкви, никогда не останется без Их защиты даже в самых трудных обстоятельствах: «Помню своё воспитание. Учился я в третьем классе семинарии. Вдруг получаю телеграмму: умер отец, умер кормилец целой семьи; но осталась духовная кормилица — Церковь, которая, возвращая своих питомцев в меру духовного возраста совершенна, не оставляет их без материального обеспечения. Я сделался казённокоштатным воспитанником, сёстры также получили казённое содержание, не осталась и без образования и младшая сестра, родившаяся почти в момент смерти отца»[3].

В 9 лет от роду Василий был направлен на обучение в Кирсановское училище, а затем он окончил Тамбовскую духовную семинарию по I разряду в 1888 году. У о. Василия сохранились самые лучшие воспоминания о проведённых годах  «в родной семинарии»[4].

Осенью 1888 г. Василий Дмитриевич Богоявленский венчался со своей невестой Елизаветой Ивановной и 20 сентября 1889 г. он принял рукоположение в сан диакона.

Затем он совмещал служение диакона с трудом учителя в одноклассной церковной приходской школе в с. Старая Дегтянка Козловского уезда Тамбовской губернии. О. Василий вспоминал об этом периоде своей жизни так: «… Помню начало своей службы. По окончании семинарии я тотчас занял место диакона, потом через полтора года сделался священником и теперь не жалею, а благодарю Господа за то, что Он направил меня на духовную службу»[5].

После иерейской хиротонии 11 марта 1890 г. о. Василий служил священником и заведующим, законоучителем церковно-приходской школы в с. Овсянке Кирсановского уезда Тамбовской губернии вплоть до 1896 г., где на собственном опыте познал все трудности, связанные как с хозяйственным обеспечением сельского прихода, так и с бытовой неустроенностью жизни молодых сельских пастырей. Позже в диссертации кандидата богословия он писал об этом периоде: «…Нам пришлось служить в небольшом приходе при деревянной церкви; в продолжение шести лет пришлось заплатить за церковь, которая страховалась в 10 тысяч рублей, страховых более 400 рублей; около этой суммы пришлось заплатить за свой дом, дом деревянный, крытый глинно-соломой; дом с имуществом страховался в три тысячи рублей. Каково же приходится церкви и духовенству, при их малых дохода, выплачивать такие суммы?»[6].

Позднее, уже будучи ректором Черниговской духовной семинарии, Владыка Василий, оценивая свой предшествующий пастырский опыт, приходит к выводу, что важнейшими условиями успешного пастырского служения на сельском приходе является личный пример нравственной жизни пастыря, а также – всестороння забота о своей пастве как духовном, так и в социальном плане: «…паче всего блюдите самих себя «…» жизнь пастыря должна быть постоянной живой проповедью учения Христова «…» Вам самим, вероятно, случалось на пароходе, в вагоне слышать эти злобно-пренебрежительные отзывы о «длинноволосых». Скажу вам, что в таких отзывах отчасти виноваты мы сами. Поставьте самих себя на место набожного крестьянина. … Если на скуку жалуется сельский священник, то значит, он совершенно не понимает своего служения. При добросовестном отношении к делу придётся жаловаться не на скуку, а скорее на переутомление. «…» Вы живёте в центре — в сердце русской жизни, в деревне, и иногда являетесь в ней почти единственным образованным культурным работником «…». Будьте же истинными носителями полезной культуры для крестьянина: «…» заведите кредитное общество «…» заведите сношения с сельскохозяйственными фирмами, выпишите миром плуг, жнейку, хороших семян, образуйте в селе сельскохозяйственный кружок … Пишите, хлопочите о том, что действительно нужно, и сверху вам всегда придут на помощь «…» .

Идите же по избранному вами верному пути, не задумываясь «…» сначала это покажется трудным, но совесть и привычка помогут вам, и по мере того, как вы всё более и более будут приводить вашу жизнь в согласие с христианским учением, в душе вашей будет нарастать такое сладостное ощущение духовной гармонии, в сравнении с которым все разумные развлечения покажутся вам мизерными»[7].

В с. Овсянке Кирсановского уезда Тамбовской губернии в 1893 году родился сын Дмитрий. Жена Елизавета серьёзно заболела туберкулёзом, и в 1896 году Васидий Дмитриевич с семьёй переехал в город Казань. Один из современников отца Василия писал: «Неизлечимая болезнь жены заставила отца Василия подумать о других условиях службы Святой Церкви, побудила его расстаться с родной епархией и переселиться в 1896 г. в Казань  для продолжения образования в Казанской духовной академии, которую о. Василий и окончил с отличием, успешно защитив работу на степень кандидата богословия в 1900 году»[8].

В Казанской духовной академии Василий Дмитриевич  специализировался на церковной истории и защитил труд по теме: «Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение»[9]. В диссертации, опираясь на опыт своего пастырства, о. Василий раскрывает проблемные вопросы организации и работы съездов, обучение, бытовое обустройство и пенсионное обеспечение духовенства и тому подобные темы.

Особое внимание о. Василий уделял постановке библиотечного дела на приходах, отмечал необходимость составление библиотек не только из духовной литературы, но и из классики мировой литературы: «Это даст духовенству возможность и средства подготовить себя к более живой и плодотворной проповеднической деятельности, возможность следить за развитием религиозно-нравственных вопросов обсуждаемых в печати»[10]. По мнению исследовательницы С.Н. Лютовой ценность кандидатской диссертации отца Василия «…как научного источника [состоит][11] в том, что она до сих пор остаётся энциклопедией быта русского духовенства последней трети XIX в.»[12].

С 1896 по 1908 гг. о. Василий жил, учился и исполнял пастырское служение в г. Казани. Для него это были годы учёбы  и научных поисков в стенах Академии, а также заметного духовного  и интеллектуального роста, «под влиянием выдающихся Учителей, годы раздумий над ролью Русской Православной церкви в судьбах Отечества и принятия на себя ответственности за повышение её авторитета»[13].

В Казанской Духовной Академии о. Василий познакомился c её ректором, епископом Антонием (Храповицким), выдающимся деятелем и  богословом Русской Церкви, к которому часто обращался за духовным советом.

По благословению  Владыки в 1900 г. о. Василий остался в Казани, совмещая пастырское служение с преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях и учреждениях города. Значительное время О. Василий посвящал обучению Закону Божию и проведению религиозно-нравственных бесед с нижними чинами воинских подразделений г. Казани, в том числе и с военнослужащими, принимавшими участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Позднее, уже став епископом, в 1912 году Владыка Василий писал: «…Благословляли на подвиг в последнюю Русско-японскую войну и мы верных сынов России и, благословляя, невольно удивлялись и преклонялись пред их простою, но крепкою верою, пред их нелицемерною любовью к своему царю и отечеству, пред их твёрдым и непоколебимым мужеством и готовностью отдать жизнь свою за веру православную, царя самодержавного и землю русскую «…» … «… ведь если бы хотя на минуту мы могли «…» взором своим проникнуть в даль веков и в вглубь земли, то мы увидели бы, что вся земля наша напоена кровью предков - героев, вся она покрыта их костями; тогда мы поняли бы, что всё наше благополучие зиждется на их геройских подвигах. Поистине каждый кусок хлеба, съедаемый нами, мы должны сопровождать благодарственной молитвой к Богу за наших предков, на крови и костях которых вырос этот хлеб»[14].

В казанский период своего служения о. Василий среди прочего уделял значительное внимание и научной работе. Так, 4 июля 1907 года он защитил магистерскую диссертацию: «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования».

После кончины супруги Елизаветы в 1903 г. о. Василий приходит к мысли о продолжении своего церковного служения в монашеском звании. Под влиянием Владыки Антония (Храповицкого), апологета идеи об активной роли монашества в жизни Церкви, и следуя примеру митрополита Санкт- Петербургского Антония (Вадковского), принявшего монашеский постриг после безвременной кончины супруги, о. Василий 14 августа 1908 г. принимает монашество.

При этом 10-летний сын Дмитрий иеромонаха Василия поступил на попечение к его сестре - А.Д. Богоявленской. Впоследствии, после окончания Черниговской мужской гимназии, он обучался в Черниговском ветеринарном институте и много лет работал ветеринарным врачом.

Выбор профессии сына был обусловлен влиянием самого отца, который всегда подчёркивал  в своих выступлениях необходимость милосердия к животным: «… о святом деле врачебного пособия беззащитным животным, которые так много помогают человеку в жизни и так мало видят от него заботы о их здоровье»[15].

Вскоре после пострига иеромонах Василий был назначен ректором Черниговской духовной семинарии для прохождения церковно-педагогического служения с возведением в сан архимандрита.

Труды архимандрита Василия в Чернигове были высоко оценены Священным Синодом, в связи с чем 1909 года он был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С 1909 по 1916 гг. Владыка проходил архипастырское служение в Черниговской и Харьковской епархиях.

В этот период деятельность Владыки Василия была весьма разносторонней: при его активном участии создавались церковно-просветительские, медицинские и благотворительные учреждения[16].

В 1913-1914 гг. Владыка Василий присутствовал на заседаниях Священного Синода. В июле 1916 г. он был назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 октября 1916 г. Владыка Василий был возведён в сан архиепископа.

После Февральской революции 1917 г. дважды арестовывался по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова (1872-1930) по обвинению в узурпации церковной власти и симонии, был направлен в Петроград, но впоследствии освобождён за недоказанностью обвинений.

Не одобряя действий обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова, Владыка Василий активно участвовал в составлении Заявления шести членов Синода, среди которых столь же значимыми фигурами  были: Тихон (Беллавин), Сергий (Страгородский) и ещё  три епископа. В данном Заявлении, оглашенном  8 марта 1917 г., указывалось, что «[члены Синода][17]… не считают себя вправе «…» брать на себя ответственность за все мероприятия, какие Временное Правительство или единолично г. Обер-Прокурор найдут нужным провести в церковном управлении»[18].

За свою принципиальную позицию в вопросах свободы веры и Церкви, Владыка Василий был освобождён от присутствия в Синоде 14 апреля 1917 г. по указу Временного правительства, а 6 мая 1917 г. отправлен за штат с местом пребывания в Теребенской Николаевской пустыни Тверской епархии.

Однако спустя непродолжительное время (11-12 августа 1917 г.), Владыка Василий возвратился в Москву и был назначен управляющим «…на правах настоятеля…»[19] Московского Заиконоспасского ставропигиального монастыря, что стало возможным благодаря церковным единомышленникам.

На предпоследней в жизни Владыки Святой Пасхи он обращался к пастве: «Вот глубокую полночь раздается благовест. Чьё сердце не трепетало от радости при звуках этих полночных ударов церковного колокола! «…» Вот наконец после тревожного ожидания наступает величественный, торжественный, дивный момент — слышится радостно-победная весть «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ «…» и сущим во гробех живот даровав». «…» В это время мы чувствуем, что переживаем действительно своё возрождение»[20].

После возвращения Владыка Василий в Москве принимал участие в Предсоборном совете города Москвы, деятельность которого рассматривала широкий круг вопросов в рамках подготовки к заседаниям Поместного Собора.

Как и большинство архиереев Русской Церкви, Преосвященный Василий принимал активное участие в деятельности Поместного Собора. Будучи доверенным лицом и единомышленником Святейшего Патриарха Тихона, он в мае 1918 г. был назначен благочинным ставропигиальных монастырей.

На фоне начавшихся жестоких гонений на Церковь со стороны Советской власти члены Поместного Собора создали специальную комиссию, целью которой являлось расследования преступлений большевиков. В этой связи Владыка Василий был назначен главой Соборной комиссии по расследованию обстоятельств убийства архиепископа Андроника (Никольского) в г. Пермь.

Несмотря на высокий риск для жизни Преосвященный Василий, исполняет данное поручение Патриарха Тихона, воспринимая его как свой христианский и архипастырский долг. Как отмечает исследовательница С.Н. Лютова, «Отважный, решительный и в мирное время, он [Владыка Василий][21] казался готов к подвигу установления истины и справедливости во время братоубийственной Гражданской войны»[22].

По благословению Патриарха члены Комиссии в августе 1918 г.  были направлены в Пермь, где собрали множество свидетельств о преступлениях, совершаемых лицами, выступавшими от имени новой богоборческой власти.

На обратном пути в Москву между Пермью и Вяткой за р. Кама 27 августа 1918 года был остановлен поезд, пассажирами которого были члены Комиссии. Ворвавшиеся в вагон красноармейцы вывели наружу пассажиров и начали расстреливать. Все члены Комиссии получили ранения. В завершение своего чудовищного злодеяния преступники добивали раненных штыками. Согласно одной из версий, Преосвященный Василий был сброшен с Камского моста в реку. В настоящее время исследователями рассматривались несколько версий убийства членов Комиссии.

 

Все попытки Соборного Совета выяснить судьбу членов пермской комиссии, предпринятые в октябре 1918 г., оказались тщетными.

Излагая фактологию мученической кончины Владыки Василия (Богоявленского), следует сказать, что она стала не только закономерным итогом его безбоязненного свидетельства о Христе распятом и воскресшем, но и явилась плодом его гармоничного и внутренне целостного духовного строя и убеждений. В связи с этим уместно привести определение понятия «исповедничество», данное Преосвященным ещё в 1907 году в его магистерской диссертации «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования»: «Под именем исповедания должно разуметь такое поведение человека в отношении веры, по которому он, вызываемый врагами истины, не только не прикрывает себя обманчивою наружностью для каких-либо земных видов, но и словами, и делами открыто свидетельствует свою веру в Бога и своё упование, хотя бы за это надлежало пожертвовать своими выгодами, благосостоянием и самою жизнью»[23].

Икона Священномученика Василия (Богоявленского)

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 20 августа 2000 г. архиепископ Василий (Богоявленский) канонизирован для общецерковного прославления в лике священомучеников, с установлением дней молитвенного поминовения 27 августа, а также 7 февраля и 18 ноября н.ст. — в мае 2017 г. Святым Синодом при Патриархе Священномученик Василий был причислен к сонму святых отцов Поместного Собора Русской Православной церкви 1917-1918 гг.

[1] Лютова С.Н. Смиренный Василий: жизнь, помыслы, труды священномученика архиепископа Черниговского и Нежинского, члена Святейшего Правительствующего Синода, Святого Отца Поместного Собора Церкви Русской Василия (Богоявленского): Монография. М.: Прометей, 2022. С. 10.

[2] Цит.: Лютова С.Н. Смиренный Василий: жизнь, помыслы, труды священномученика архиепископа Черниговского и Нежинского, члена Святейшего Правительствующего Синода, Святого Отца Поместного Собора Церкви Русской Василия (Богоявленского): … С. 37.

[3] Цит.: Лютова С.Н. То же. С. 13.

[4] Цит.: Там же. С. 42.

[5] Цит.: Там же. С. 47.

[6] Цит.: Лютова С.Н. То же. С. 50; Цит.: Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич; архиеп. Черниговский и Нежинский; 1867-1918). Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение [Текст] / Соч. канд. богословия свящ. Василия Богоявленского. [Омск], [1902]. С. 72-74.

[7] Цит.: Лютова С.Н. Смиренный Василий: жизнь, помыслы, труды священномученика архиепископа Черниговского и Нежинского, члена Святейшего Правительствующего Синода, Святого Отца Поместного Собора Церкви Русской Василия (Богоявленского): … С. 49.

[8] Цит.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материлы к жизнеописанию / Сост. Е.А. Логунова, А.Ф. Тарасенко. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 256; Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Православный собеседник. 2020. № 1-2 (25-26). С. 48.

[9] См.: Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич; архиеп. Черниговский и Нежинский; 1867-1918).Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение [Текст] / Соч. канд. богословия свящ. Василия Богоявленского. [Омск], [1902]. 158 с. — URL:// https://search.rsl.ru/ru/record/01003702706 (дата обращения: 13.03.2024).

[10] Цит.: Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич; архиеп. Черниговский и Нежинский; 1867-1918).Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение [Текст] / Соч. канд. богословия свящ. Василия Богоявленского. [Омск], [1902]. С. 94.

[11] Авторская вставка.

[12] Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Православный собеседник. 2020. № 1-2 (25-26). С. 49.

[13] Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Там же. С. 48.

[14] Цит.: Лютова С.Н. Смиренный Василий: жизнь, помыслы, труды священномученика архиепископа Черниговского и Нежинского, члена Святейшего Правительствующего Синода, Святого Отца Поместного Собора Церкви Русской Василия (Богоявленского): … С. 59-60.

[15] Цит.: Лютова С.Н. Смиренный Василий: жизнь, помыслы, труды священномученика архиепископа Черниговского и Нежинского, члена Святейшего Правительствующего Синода, Святого Отца Поместного Собора Церкви Русской Василия (Богоявленского): … С.15.

[16] Подробнее см.: Игум. Дамаскин (Орловский), К. Г. Калганов. Василий (Василий Дмитриевич Богоявленский) // Православная энциклопедия — URL://https://www.pravenc.ru/text/150523.html (дата обращения: 13.03.2024).

[17] Авторская вставка.

[18] Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Там же. С. 51.

[19] Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Там же. С. 52.

[20] Цит.: Богоявленский В. Слово Преосвященнейшего Василия, епископа Черниговского и Нежинского, на отдание Пасхи. Чернигов, 1912. С. 5; Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Там же. С. 51.

[21] Авторская вставка.

[22] Цит.: Лютова С.Н. Казанский период и посление годы жизни Священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского // Там же. С. 51.

[23] Цит.: Богоявленский В., свящ. Вторая книга Маккавейская. Казань, 1907. С. 323.